Самообразование
Тема: Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте.
Цели:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками – важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно – образного, и словесно – логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- с помощью ватных дисков;
- кляксография с трубочкой .
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
План работы по самообразованию
1.Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова – «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
Изучение интернет – ресурсов.
(maam.ru›…netradicionnye-tehniki-risovaniya, kidsmoy.su›…netradicionnye_tekhniki_risovanija…44, triz-plus.ru›…netradicionnye-texniki-risovaniya, doshvozrast.ru›
2. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе.
3. Проведение ООД в соответствии с рабочей программой.
4. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами.
№ |
Раздел плана |
Сроки |
Форма работы |
Практические выводы |
1. |
Подготовительный этап: аналитико-диагностический. |
сентябрь –декабрь 2017г. |
Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор материала. |
|
2. |
Основной этап. |
январь 2018г – март 2019г. |
Апробация различных технологий и методик организации работы с детьми, работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. |
Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. |
3. |
Заключительный этап. |
апрель 2019г. |
Диагностика и мониторинг. |
|
4. |
Обобщение. |
Май 2019г. |
Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. |
Представление материалов на педсовете, выставка детских работ. |
Консультации по нетрадиционным техникам рисования
Консультация для родителей, бабушек и дедушек.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЮ»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!
В детстве могут и любят рисовать все дети. Но, как ни странно, не каждый родитель может подсказать своему малышу, как это лучше сделать.
Я предлагаю Вам и Вашему ребенку познакомиться с некоторыми секретами рисования и поможет нам, конечно же, СКАЗКА.
Предложите Вашему малышу порисовать, и создайте для него игровую ситуацию. Например, пусть он попадет в сказочную страну сказок Рисованию, где после знакомства с ее героями ему предстоит сделать удивительные открытия, и постепенно, шаг за шагом учиться рисовать.
А учителями для маленького художника станут королевские министры – синяя, красная, желтая краски, кисточки и цветные карандаши.
Взрослым тоже найдется работа: нужно и текст почитать, и помочь ребенку справиться с заданием, и пережить вместе с ним все приключения в этой волшебной стране.
По законам страны Рисовании каждый шаг ребенка на пути к успеху должен заслуживать награды. Нарисуйте сами или купите в газетном киоске маленькие кружки-наклейки различных цветов. После каждого правильно выполненного ребенком задания наклеивайте на палитру сказочный орден-награду. А когда все задания будут выполнены ордена наклеены, палитра превратится в самую главную награду для Вашего ребенка – ОРДЕН МАСТЕРСТВА.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. В королевстве красок Вас встретят королевские министры – синяя, красная и желтая краски. Попробуйте смешать их по очереди друг с другом! КАКИЕ ЦВЕТА У ВАС ПОЛУЧИЛИСЬ? За правильные ответы вручите художнику орден!
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. Познакомьте малыша с Черным королем и Белой королевой. Подумайте, почему все в королевстве называют своего короля грозным и суровым, а королеву – доброй и нежной. Попробуйте сыграть в любимую игру королевы, смешивая все краски по очереди с белой краской, и спросите у ребенка, какие цвета у него получились, а за правильные ответы снова вручите орден.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. Посмотрите на Черного короля, он всегда чем-то недоволен и видит все в черном «цвете». Даже яркие краски он старается испачкать черным. Проверьте, какие цвета получаются от его пакостей.
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Устройте соревнование кисточек. Понаблюдайте, как они прыгают, бегают, плавают по листу бумаги, рисуя листья на деревьях и цветы. Каждая старается показать королю и королеве свое мастерство Может ли кисточка маленького художника победить? За победу снова вручите орден.
ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ. Расскажите ребенку, что сама королева красок тоже очень любит рисовать. Рисунки у нее получаются нежные и мягкие, а все потому, что рисует она на влажном листе бумаги «по-сырому». Попробуйте и Вы.
Творите, фантазируйте и дарите своим детям радость творчества!
Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности
1. На что похожи наши ладошки
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
2. Три краски.
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
3. Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия).
Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
4. Волшебная ниточка.
Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
5. Неоконченный рисунок.
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
6. Волшебники.
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
7. О чем рассказала музыка.
Цель: развитие творческого воображения.
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
8. Волшебная мозаика.
Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
9. Поможем художнику.
Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
10. Волшебные картинки.
Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.
Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)
11. Чудесные превращения.
Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.
12. Чудесный лес.
Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
13. Перевертыши.
Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
14. Сказочное животное (растение).
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй
Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.
Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.
Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.
16. Рисуем вместе.
На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).
Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.
На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т.д.).
17. Волшебное дерево.
Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.
Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству.
18. Восковая скульптура.
Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая – «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".
19. Живая картина.
Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.
20. Комбинирование.
Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
21. Упражнение «Точки».
Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.
22. Кляксография
Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия
Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.
На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.
23. Кругольники
Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.
Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку -изображение не повторяется.
24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктельной трубочки).
Цель: развитие воображения, дыхания.
На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.
25. На что похож круг.
Цель: развитие креативности
Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.
26. Дорисуй половинку фигуры.
Цель: развитие воображения.
Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему:
«Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей-дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Ребенок еще не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот прием как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо выполненный рисунок – это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.
Еще одним не ориентированным на столь юный возраст приемом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится – рисунок получается расплывчатым. Все это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев.
Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Гуашь лучше раскладывать понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки. Использование губки или ваты исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получаться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Каждому ребенку нужен также небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета. Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.
Нарисуйте на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Наберите на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполните несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Затем начинайте рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуйте круг и, набрав гуашь на кисть, снова начните делать тычки по линии круга, а потом внутри него.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: педагог заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенным к реальным.
Если вы решите обучить рисовать способом тычка детей старшей или подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами.
Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физминутки, дидактические игры, коррегирующая гимнастика).
Не забывайте сопровождать каждое занятие упражнением-разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова.
Кисточку возьмем вот так: (Рука опирается на локоть, кисточку
Это трудно? Нет, пустяк. держать тремя пальцами,
выше металлической части)
Вверх – вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз… (Кисточку ставить вертикально.
Все получится у нас! Сделать несколько тычков без краски.)
Помните: гуашь в баночках должна быть густой, на кисточках при рисовании ее должно быть мало, после каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть.
Консультация для родителей
Рисуем пальчиковыми красками
Приобщать ребенка к миру прекрасного нужно с рождения, сначала это классическая музыка или колыбельные песни мамы, а полугода уже можно знакомить малыша с живописью. Для этого существуют специальные пальчиковые краски для маленьких художников, они не токсичны, легко смываются, а главное, малышам очень нравится рисовать.
Сейчас в магазинах можно найти разнообразные пальчиковые краски разных фирм и разных цветов, которые подойдут даже для самых маленьких деток. Рисование пальчиками способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, воображения, люс ко всему, ребенок уже получает представление о том, какие бывают цвета и как их можно смешивать. Конечно же, цель не стоит в том, чтобы научить рисовать малыша с младенчества, вовсе нет, первое, что делает ребенок, это самовыражается и испытывает новые для него ощущения.
Стоит ли бояться давать такие краски совсем юному художнику? Бояться не нужно, равно как и позволять малышу постоянно брать краски в рот.
Пальчиковые краски являются безопасными для ребенка, имеют горький вкус, для того, чтобы отбить желание пробовать их вновь. Также, ими можно рисовать на столе, на стекле и даже на теле, они прекрасно отмываются, еще пишут, что и отстирываются идеально, я не соглашусь, все наши вещи остались в разводах от красок.
Самый главный плюс пальчиковых красок, это то, что ребенок получает такой большой всплеск радости и эмоций, ведь все маленькие детки поросюшки, им очень нравиться повозиться с ними, разукрасить себя и не быть за это наруганным. А что может быть лучшим для мамы, чем радость ее ребенка.
Пальчиковые краски можно сделать самим в домашних условиях. Это совсем не сложно.
Для красок понадобятся:
0,5 кг муки;
5 ст. л. соли;
2 ст. л. растительного масла;
Воды на глаз, так чтобы масса была консистенции сметаны.
Все это перемешать миксером или блендером, полученную массу разлить по баночкам, и добавить в них пищевой краситель, можно из пасхальных наборов, и перемешать. Все, краски готовы, рисуйте со своими маленькими художниками!
Можно сделать объемные краски. Вам понадобятся:
1 столовая ложка самоподъемной муки
несколько маленьких капель пищевого красителя
1 столовая ложка соли
немного воды, чтобы добиться однородной массы.
В качестве основы для будущей картины используйте плотный картон. Готвую работу просушите в микроволновой печи в течение 30 сек.
Консультация для родителей
«Рисование нетрадиционными способами»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.
Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ
Консультация для родителей
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Польза рисования
Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок—это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами.
И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Как научить ребенка рисовать?
Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
- Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
- Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
- Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение). Лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и, будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
- Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
- Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
- Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
- Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.
Пусть творчество доставит радость вам
и вашим детям!
Консультация для родителей
Детский рисунок –
ключ к внутреннему миру ребёнка
Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка.
Рисунок, который появляется на листке бумаги, под рукой юного творца отображает его природное стремление выражать «себя» и свой внутренний мир во внешнем мире. Понаблюдайте за тем, насколько ваш рисующий ребенок увлечен тем, что делает. Он уходит всем своим существом в то, что делает. Он в этот момент сконцентрирован на все 100% на самом процессе. Его детская творческая энергия направлена на лист бумаги. И он не замечает несовершенств, которые нам взрослым очевидны. Мы смотрим на рисунок ребенка критически, а сам ребенок – нет. Он радуется самому творению, он и лист бумаги – одно целое. Ребенок еще не разделен со своим творениями, он живет тем, что делает. Попробуйте позвать ребенка к столу в тот момент, когда он творит, и вы поймете, чем ребенок отличается от взрослого. Ребенок играет в игру, и он весь в этой игре. Он увлечен, и вырвать его из-за какой-то мелочи (например, обедать) бывает нелегко. При этом ребенку нет нужды в совершенных игрушках, или совершенных красках, карандашах. Он творит из всего, что у него есть под руками. Вы наблюдали за тем, как ребенок рисует по песку? Вы же знаете, что ребенку важно рисовать, и при этом сгодятся и обои в вашей спальне! Он творит! Он выражает свое творческое начало, и ему неважно на определенном этапе, кто оценит его труд! Потом, если критиков будет много его творчеству, он закроется, он наработает тысячу комплексов, с которыми пойдет во взрослую жизнь. Но до того как взрослые критики, успеют насадить в его чистое сознание «как правильно» и «как неправильно», он, творя, летает на крыльях радостного удовольствия самим процессом. И очень важно взрослым не мешать ребенку. Важно помочь раскрыться ему еще больше, еще эмоциональнее выражать себя на листке бумаги. Потому что, если ребенок освоит в детском возрасте, вкус творчества и концентрации на том, что он делает, вкус к сосредоточению, то и во взрослой жизни он будет парить на крыльях самого процесса творения своей жизни. Ребенок творит свой мир на бумаге, и через игры. Взрослый творит свой мир через взрослые игры и «взрослые» рисования на холсте реальности своими мыслями и эмоциями.
Помогите ребенку расти! Как? Не мешаете ему творить свой мир. Его внутренняя система руководства подсказывает ему как ему жить. Ваша задача, как взрослого, помочь ему раскрыться, словно бутон раскрывается в цветок. Внутри бутона уже есть сам цветок, только бутон еще не раскрыл потенциал красоты цветка. Так и ваш ребенок, он как бутон в себе содержит весь потенциала Человека с большой буквы. И, если ему не мешать своими взрослыми «ограничениями» и страхами, он достигнет наивысшего потенциала в своей жизни. Рисунок помогает ему осваивать такие процессы, как сосредоточение и концентрация на реальности жизни, которые так не хватает взрослому человеку.
Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже», «криво», «так не бывает» — вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего-то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что-нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос.
Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов — замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.
Если в рисунках много животных — это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша.
Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, — это вполне естественное проявление тревожности.
Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий — грусть, возможно, ребенок скучает по кому-то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное — обязательно посоветуйтесь со специалистом.
Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т.п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.
В этой связи возникает ряд вопросов. Во-первых, почему и зачем дети рисуют? Во-вторых, почему на определенном этапе изобразительная деятельность переживает бурный расцвет, а затем интерес к рисованию (также в определенном возрасте) внезапно угасает? В-третьих, чем обусловлено существование этого ограниченного во времени периода детского рисования и наличие внутри него сменяющих друг друга этапов?
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
Что означают рисунки детей
Цветы. Энергично и размашисто нарисованные цветы говорят о мечтательности, хорошо развитой фантазии. Более мягкие округлые формы свидетельствуют о личности чувствительной и ранимой.
Солнышко с лучами характеризует человека радостного, жизнелюбивого, оптимиста.
Кружевные облака — творческая личность, любящая мир вокруг,
Домик. Сигнализирует о любви к порядку, аккуратности.
Дерево:
- Без листьев, ствол и ветви — у ребенка нет собственного мнения. Ему очень важно, что говорят другие.
- Широкий ствол, густые ветви, округлая крона — ребенок оптимист, весельчак, но его больше занимает реальное, а не воображаемое.
- Ствол длинный, дерево вытянутое, с ветками и негустыми листиками — человек несколько поверхностный. Надо вырабатывать усидчивость, трудолюбие, и тогда все будет прекрасно.
Круги. Общительные люди. Любят коллективную работу. Также это сигнал о недостатке внимания со стороны окружающих. Ребенок, рисующий круги, тоскует по настоящей дружбе, нежности, любви.
Прямоугольники — склонность к планированию, расчетливость, Этого человека нелегко застать врасплох. Ставит реальные цели. Решителен. Всегда отстаивает собственное мнение.
Спирали, завитки — честолюбие, эгоизм. Все должно вращаться вокруг его персоны.
Решеточки, сеточки. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок загнан в угол. Ему неуютно. Не хватает смелости противостоять неприятностям.
Шахматная клетка — деловитость, скрытность, чувство противоречия.
Обратите ваше внимание на следующее:
- Счастливый, уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии. Концентрирует изображение в центре листа.
- Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношении со сверстниками и в воспитании собственного «Я», пытаются охватить все пространство на бумаге.
- Дети волевые, реалистичные отдают предпочтение прямым линиям, четким углам, редко используют кружочки и овалы.
- Неуверенный в себе человек выбирает не очень яркие цвета. Рисует, едва касаясь бумаги, отчего его творения получаются блеклыми, невыразительными. Он не желает привлекать к себе внимание.
- Личность агрессивная часто непроизвольно ломает грифель карандаша, быстро исписывает фломастер. Каракули резкие, по всему листу.
- Добрый, доверчивый ребенок использует много тонких, извилистых линий.
Пластилиновая живопись
- Творческие занятия по пластилиновой живописи с ребенком – чудесная возможность для вас побыть вместе. Попробуйте найти время для совместного творчества, и это время не окажется потраченным напрасно.
- Старайтесь, чтобы занятия проходили в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания.
- Ободряйте, хвалите ребенка (естественно, не переходя на лесть), поощряйте его к дальнейшим успехам.
- Никогда не подвергайте резкой критике результаты трудов ребенка, даже если они далеки от совершенства: ведь ребенок действительно старался! Чуть позже тактично укажите на промахи и предложите попробовать сделать лучше.
- Позаботьтесь о рабочем месте. Оно должно быть хорошо освещенным, соответствовать росту ребенка.
- Приобретите ребенку фартук и нарукавники для работы.
- Выделите специальное место для хранения изоматериалов: бумаги, картона, пластилина, стек, красок, карандашей, пастели и т.д., чтобы ребенок знал, где и что находится.
- Не выбрасывайте (по возможности) результаты труда вашего юного творца. Стоит завести специальную папку-книжку для плоских поделок и отвести полочку для объемных. Детские работы можно оформить в рамочки и повесить как картины на стену или подвесить на прочных нитках (леске) к потолку, карнизам.
- Повесьте яркие картины над кроватью ребенка — пусть художник видит их, просыпаясь утром, они создадут ему положительный заряд и хорошее настроение на предстоящий день.