Меню сайта

Консультации для родителей.

«Крупная польза мелкой моторики».

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать. Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой и карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.

                                            Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

Две значимых моторики.

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика-это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная – движения тела (корпуса, рук, ног). Остановимся подробнее на мелкой моторике.

От пальчиков – к голове.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая ребенка речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.

Внимание, взрослые!

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут быстрыми и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения и понимания, удерживаться от обвинений в адрес малыша и не злиться, когда очередная деталь сервиза будет разбита. Руки ребенка пока еще «не слушаются» своего хозяина, малыш совсем не при чем. В детских дошкольных учреждениях педагоги и воспитатели большую часть времени уделяют занятиям на мелкую моторику: дети рисуют, пишут, лепят, работают с ножницами. Все это-залог успешного обучения в школе.

Несколько упражнений, развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.

  1. Замки из песка и камней.

Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть дети рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают песок в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные.

  1. Рисуем.

Взрослые с детишками могут обводить наперегонки квадратики или кружочки. Предлагается рисовать разные геометрические фигуры, животные, а потом зарисовывать в соответствующие тона.

  1. Угадай-ка!

Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь, поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с завязанными глазами) его зарисовывает.

  1. Лепка из пластилина.

С детьми дошкольного возраста хорошо лепить животных, предметы быта (тарелочки, кружечку, ложечки), для ребят школьного возраста, кстати, будет хороша лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв закрытыми глазами.

  1. Поиски предмета.

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы и любые мелкие предметы). 5-10 минут «перемешивает» содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

  1. Игры с предметами домашнего обихода.
  1. Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками ребенка по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки.
  2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самое самостоятельно.
  3. Возьмите пельменницу. Ее поверхность, как вам известно, напоминает соты. Предложите ребенку двумя пальцами (указательным и средним) изобразить пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?»

  1. Насыпьте в кастрюлю горох или фасоль. Предложите ребенку запустить уда руки и изобразить, как месят тесто и приговаривать:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

  1. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаете» ногтевые фаланги ребенка (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

  1. Предложите ребенку скомкать, начиная с уголка, носовой платок (можно даже полиэтиленовый мешочек или лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

 

  1. Игры-шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

-развивают пространственное ориентирование;

-способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

-формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

-способствуют развитию речи;

-развивают творческие способности.

Подготовила воспитатель

Комарова О.А.