Меню сайта

 Возрастные особенности детей младшей группы 3-4 лет

 

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Возрастные особенности детей младшей группы характеризуются приобретением таких навыков:

  1. Умение играть в простые ролевые игры (дочки-матери, полицейский-преступник, волк-заяц). Сюжеты в игровой деятельности простые. На данном этапе дети обучаются играть по правилам и следовать им. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
  2. Способность выбирать любимый цвет в рисовании. Ребенок пытается аккуратно раскрашивать раскраску, не вылезая за контуры. Однако малыши могут раскрасить всю картинку любимым цветом. На этом этапе у детей формируются представления о предмете. Например, бананы желтого цвета, яблоки – красного. Психологи на основании цвета могут сделать выводы о семье, настроении детей. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. – В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

  1. Выполнение под руководством творческой работы. Приклеить, слепить, сделать поделку с помощью воспитателя малышу вполне под силу. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
  2. Способность ориентироваться в пространстве. Малыши быстро осваивают, где туалет, столовая и комнаты.
  3. Формирование памяти и внимания. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Дети могут выучить коротенький стишок, назвать последовательность предметов, состоящую из трех-четырех слов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
  4. Понимание причинно-следственной связи. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Малыши понимают, что болезнь связана с врачами, лекарствами, термометрами. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Также малыш может убрать из трех фигур лишнюю на основании определенных признаков. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.
  1. Появляется воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Дети могут придумать, что их обидела воспитательница и сами поверить в это. Иногда педагогам рассказывают выдуманные истории о семье. На этом этапе у ребенка может появиться воображаемый друг. Иногда дети сваливают поступки на игрушку.
  2. Формируются навыки социализации. Кого-то малыши уже называют другом, зовут в гости и расстраиваются, если он болеет. Сначала малыши просто играют рядом в кругу, но потом начинается четкое разделение по интересам. Девочки играют в куклы с подружками, мальчики строят башни из кубиков. Иногда мальчики с девочками объединяются для игры в прятки. Основные конфликты могут возникнуть из-за игрушек. Хотя у малышек возникают из-за цвета стульчика за столиком, сидением во время обеда с определенным мальчиком. В зависимости от отношения воспитателя к ребенку, у группы формируется аналогичное отношение.
  3. Развивается самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Малыш гордо хвастается родителям о своих достижениях, похвале педагога.
  4. Появляется осознание половой принадлежности, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Девочки ощущают себя красивыми принцессами, любят платья. Мальчики понимают, что они сильные мужчины.
  5. Следование правилам. Малыши адаптируются к режиму и выполняют его. Сначала они капризничают, такое случается, ведь домашний распорядок дня существенно отличается от режима в саду. И это нужно учитывать, со временем дети привыкают. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
  6. Вкусовые предпочтения. Иногда еда в учреждении может казаться ребенку вкуснее домашней, а иногда наоборот.
  7. Речь. В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей речи.

 В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями.