Меню сайта

Вводная экскурсия -занятие «Что такое музей?»

 Воспитатель:

 И. В.  Молчанова

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста о понятиях: «музей», «экспонаты», «экскурсовод».

Задачи:

1. Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.

Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного края.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира.

3.Воспитывать любовь к родному посёлку.

Ход занятия

-Сегодня я расскажу вам, что такое музей, и мы с вами побываем в самом настоящем музее.

- Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты»

- Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, краеведческие музеи, в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в тоже есть такой музей.

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

(далее рассказывает о других видах музеев, представленных в альбоме)

-Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки? -Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях. И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией: картин, посуды, монет и т.д.

Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные.

В нашем Ярославском районе в деревне Карабиха, находиться музей-заповедник Усадьба Н. А. Некрасова. На следующей встрече мы с вами поближе познакомимся с этим музеем.

Сейчас, существует много разных музеев. Есть даже музей игрушки, где вы можете увидеть игрушки, в которые играли больше ста лет назад.

А есть музей, в котором вы можете увидеть чучело динозавра, огромную коллекцию бабочек. Их больше 1000 и все они разные, со всех концов света. Это зоологический музей. В Москве на Красной площади находится один из самых интересных музеев – исторический музей. (Показ иллюстрации здания исторического музея).

Как вы думаете, что там можно увидеть? (Предположения детей). Он называется историческим, потому что там собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны России, о том, какие люди здесь жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославлялись.

Если вы пройдете по залам исторического музея, вы сможете увидеть в каких пещерах жили древние люди, какими орудиями труда пользовались, какая у них была посуда, одежда и т.д.

В историческом музее можно увидеть первый телефон, первую электрическую лампочку, книги, которые читали много лет назад. (Воспитатель свой рассказ сопровождает показом иллюстраций экспонатов музея). -Ребята, а что такое экскурсия?

-Экскурсия – это поход в музей для того, чтобы узнать что-то новое и интересное.

-Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом.

-Ребята, но прежде, чем идти в музей, мы должны с вами узнать, как можно себя вести в музее и как нельзя. Как вы думаете?

- Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея. Когда говорит экскурсовод, нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка»), то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

-Вам понятны правила поведения в музее?

-Надеюсь, вы будете их соблюдать.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей, но музей не обычный, а созданный в нашем детском саду мини- музей «Русская изба».

В.: Ребята, сегодня у нас вводная экскурсия. Мы знакомимся с нашим мини-музеем. Этот музейный уголок посвящен предметам быта. Как вы думаете из какого материала изготовлены эти изделия? Ответы детей.

В.: Из глины, дерева, стекла. Эти вещи (утюг, прялка и т. д.) пришли к нам в музей от бабушек и дедушек наших воспитанников.

Каждый экспонат имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя экспонаты, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного.

–  Вам понравился наш музей и экскурсия? Что больше всего вам запомнилось и понравилось? В.: Ребята, вот наша экскурсия подошла к концу, и мы с вами вернемся в свою группу. До свидания!