Меню сайта

«Виртуальное путешествие по картинам И.И. Шишкина».

Воспитатель:

И.В. Молчанова

 

Цель: Ознакомление с творчеством И.И. Шишкина.

Задачи:

Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о русских художниках.

Развивать интерес к изобразительному искусству.

Побуждать видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности.

Воспитывать любовь к родной природе, желание посещать музеи, уважение ко всему живому на земле.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, проекция с репродукциями картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Сосны, освещенные солнцем», «Рубка леса».

Ход занятия:

 Организационный момент:

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Добро утро, звери и птицы!

И каждый становится добрым, доверчивым-

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Воспитатель:

Настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает художник, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная – Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом репродукций картин)

И. И. Шишкин родился в городе Елабуге Вятской губернии 26 января 1832 года. В тот январский день, когда его отец, провалившийся на реке Кама в полынью, лежал в горячке и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтобы не потерять Ивана из семьи (по примете). Отец выжил. И очень полюбил своего синеглазого, с черными кудряшками сына. Ласково называл его Ваничка.
            Шли годы, мальчик рос. Отец видел, что сын рисует то палочкой на земле, то углем на плоском камне и подарил ему карандаш и тетрадки.
            Больше всего любил Ваня рисовать сидя на пеньке в сосновом бору. Рисовал золотые звездочки зверобоя, мохнатые листики тысячелистника, красные капельки земляники, родничок с хрустальными звонкими струйками. Любил бродить по сосновому бору.

В его родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах рассказать об этом людям. Так он стал великим художником – пейзажистом. Пришло время и нам познакомится с ним.

 

Слайд: картина «Утро в сосновом бору».

Как называется картина?

Дети: ответы.

Воспитатель: Как художнику удалось передать утреннее состояние природы? Есть ли солнце на картине?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, оно только встаёт и освещает верхушки сосен. Покажите на картине самое освещенное место.

Давайте вдохнём лесной воздух, что вы почувствовали?

Дети: Свежий воздух.

         Он прохладный. Он немного сырой. Почему?

Воспитатель: От земли поднимается лёгкая дымка. Это утренний туман. Как художник изобразил туман. Какие использовал краски?

Дети: ответы.

Динамическая пауза «Прогулка в лесу».

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок,

Руки вниз – хлопок.

(Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.)

Снова дальше мы идем.

Перед нами – водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз – два, раз – два,

Позади уже вода.

(Прыжки с ноги на ногу, по «камешкам».)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

(Ходьба на месте с подниманием рук.)

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.

(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки.)

Воспитатель: Тишина в лесу, только слышно, как мама – медведица, что-то говорит малышам. Что вы услышали? Пробираемся дальше в лес. Солнце согрело землю, туман испарился.

 Слайд: картина «Сосны, освещённые солнцем».

Воспитатель: Ребята, изменяются ли краски с наступлением дня? Обратите внимание на цвет коры сосен, на хвою, траву. Какие краски выбрал художник, чтобы передать солнечный день?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, ребята. Если на картине «Утро в сосновом бору» краски тёмные, то здесь всё пропитано солнцем. Золотисто – жёлтые, светло-зелёные, коричневого цвета делают сосновый лес сухим, горячим, солнечным. Хочется дышать полной грудью. Вздохнули, какой запах вы чувствуете?

Дети: ответы.

Воспитатель: Согласна, пахнет солнцем, травой, горячей хвоей, разогретой смолой. Это очень целебный воздух, он лечит людей. Дети как бы вы назвали эту картину?

Дети: ответы.

Воспитатель: Художник дал похожее название – «Сосны, освещённые солнцем». Как всё же приятно гулять по лесу.

Слайд: картина «Рубка леса».

Воспитатель: Мы кажется немного заблудились.  Вокруг дремучий лес. Выходим на опушку. Какое время суток изображено художником на картине?

Дети: ответы.

Воспитатель: Наступает вечер, солнце клонится к закату. Каких красок больше появилось на картине? Да, красно-коричневых, ярко-зелёных. Даже цвет земли изменился. Днём он был желто-коричневый (сравнение репродукций), вечером – коричневый.

Что можно сказать о небе? Солнце позолотило облака и скоро скроется за верхушками деревьев. Лес стал таинственным. Спросим дорогу домой у рубщиков леса и возвращаемся.

Интересное путешествие у нас было? Теперь мы можем сами определить время суток по картинам. Вы очень внимательные и все замечаете.

Д/игра «Собери картинку».

Рефлексия:

Ребята, на мольберте прикреплён круг от солнца. У вас лежат на столах, солнечные лучики: жёлтого и голубого цветов. Лучики надо прикрепить к солнышку. Если занятие понравилось, то прикрепить лучик желтого цвета. Если занятие не понравилось, то прикрепить лучик голубого цвета.