«Виртуальное путешествие по картинам И.И. Шишкина».
Воспитатель:
И.В. Молчанова
Цель: Ознакомление с творчеством И.И. Шишкина.
Задачи:
Закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о русских художниках.
Развивать интерес к изобразительному искусству.
Побуждать видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности.
Воспитывать любовь к родной природе, желание посещать музеи, уважение ко всему живому на земле.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, проекция с репродукциями картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Сосны, освещенные солнцем», «Рубка леса».
Ход занятия:
Организационный момент:
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Добро утро, звери и птицы!
И каждый становится добрым, доверчивым-
Пусть доброе утро длиться до вечера!
Воспитатель:
Настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает художник, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная – Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом репродукций картин)
И. И. Шишкин родился в городе Елабуге Вятской губернии 26 января 1832 года. В тот январский день, когда его отец, провалившийся на реке Кама в полынью, лежал в горячке и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтобы не потерять Ивана из семьи (по примете). Отец выжил. И очень полюбил своего синеглазого, с черными кудряшками сына. Ласково называл его Ваничка.
Шли годы, мальчик рос. Отец видел, что сын рисует то палочкой на земле, то углем на плоском камне и подарил ему карандаш и тетрадки.
Больше всего любил Ваня рисовать сидя на пеньке в сосновом бору. Рисовал золотые звездочки зверобоя, мохнатые листики тысячелистника, красные капельки земляники, родничок с хрустальными звонкими струйками. Любил бродить по сосновому бору.
В его родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах рассказать об этом людям. Так он стал великим художником – пейзажистом. Пришло время и нам познакомится с ним.
Слайд: картина «Утро в сосновом бору».
Как называется картина?
Дети: ответы.
Воспитатель: Как художнику удалось передать утреннее состояние природы? Есть ли солнце на картине?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, оно только встаёт и освещает верхушки сосен. Покажите на картине самое освещенное место.
Давайте вдохнём лесной воздух, что вы почувствовали?
Дети: Свежий воздух.
Он прохладный. Он немного сырой. Почему?
Воспитатель: От земли поднимается лёгкая дымка. Это утренний туман. Как художник изобразил туман. Какие использовал краски?
Дети: ответы.
Динамическая пауза «Прогулка в лесу».
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
(Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.)
Снова дальше мы идем.
Перед нами – водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два,
Позади уже вода.
(Прыжки с ноги на ногу, по «камешкам».)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
(Ходьба на месте с подниманием рук.)
Вдруг мы видим:
У куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки.)
Воспитатель: Тишина в лесу, только слышно, как мама – медведица, что-то говорит малышам. Что вы услышали? Пробираемся дальше в лес. Солнце согрело землю, туман испарился.
Слайд: картина «Сосны, освещённые солнцем».
Воспитатель: Ребята, изменяются ли краски с наступлением дня? Обратите внимание на цвет коры сосен, на хвою, траву. Какие краски выбрал художник, чтобы передать солнечный день?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, ребята. Если на картине «Утро в сосновом бору» краски тёмные, то здесь всё пропитано солнцем. Золотисто – жёлтые, светло-зелёные, коричневого цвета делают сосновый лес сухим, горячим, солнечным. Хочется дышать полной грудью. Вздохнули, какой запах вы чувствуете?
Дети: ответы.
Воспитатель: Согласна, пахнет солнцем, травой, горячей хвоей, разогретой смолой. Это очень целебный воздух, он лечит людей. Дети как бы вы назвали эту картину?
Дети: ответы.
Воспитатель: Художник дал похожее название – «Сосны, освещённые солнцем». Как всё же приятно гулять по лесу.
Слайд: картина «Рубка леса».
Воспитатель: Мы кажется немного заблудились. Вокруг дремучий лес. Выходим на опушку. Какое время суток изображено художником на картине?
Дети: ответы.
Воспитатель: Наступает вечер, солнце клонится к закату. Каких красок больше появилось на картине? Да, красно-коричневых, ярко-зелёных. Даже цвет земли изменился. Днём он был желто-коричневый (сравнение репродукций), вечером – коричневый.
Что можно сказать о небе? Солнце позолотило облака и скоро скроется за верхушками деревьев. Лес стал таинственным. Спросим дорогу домой у рубщиков леса и возвращаемся.
Интересное путешествие у нас было? Теперь мы можем сами определить время суток по картинам. Вы очень внимательные и все замечаете.
Д/игра «Собери картинку».
Рефлексия:
Ребята, на мольберте прикреплён круг от солнца. У вас лежат на столах, солнечные лучики: жёлтого и голубого цветов. Лучики надо прикрепить к солнышку. Если занятие понравилось, то прикрепить лучик желтого цвета. Если занятие не понравилось, то прикрепить лучик голубого цвета.